стальной ветер
дорога
мотоспорт
мотоцикл
увлечения
хобби

Мотоциклы: хобби, образ жизни, или средство передвижения?

Корреспондент "Ежедневника" Дина Андреева выяснила у томских мотолюбителей стоит ли пересаживаться летом с автомобиля на мотоцикл.
Фото: Павел Коханенко

Идея написать о мотоциклах и мотоциклистах родилась весной: когда начал сходить снег, а в зеркале дальнего вида авто появилась "первая ласточка" на двух колесах.

Мотоциклисты всегда вызывали во мне чувства крайне противоречивые. Конечно, это невероятно красиво – скорость, маневренность, сами мотоциклы. Но, как все мы знаем по сводкам ГИБДД – опасно! Однако, безответственный водитель, он за любым рулем безответственен. Так что вопрос опасности остается открытым.

А удобно ли? Дождь, ветер, пыль, грязь, зима, в конце концов! Так сложилось, что в Сибири мотоциклы и мопеды приобрели большую популярность. С Юго-Восточной Азией, по понятным, климатическим, причинам, нам не посоревноваться. Но наверное, у каждого есть один-два друга, управляющих мотоциклом, или собирающихся пересаживаться на два колеса с четырех. 

Почему это происходит? Каков психотип хорошего водителя мотоцикла? Куда на нем ездить, кроме как гонять по улицам, оглушая прохожих? Кроме того, может, мотоцикл – это чисто экономическое решение, чтобы не переплачивать за бензин? Или это хобби, которое напротив требует серъезных финансовых вложений?

Вопросов оказалось больше, чем ответов. И, совсем не как дитя своего времени, за ответами я отправилась к живым людям, а не к интернету. 

Чистейший адреналин

"Я добрался до воплощения мечты лишь к сорока годам, – рассказывает томский радиоведущий Павел Коханенко. - Не страшно. Некоторые за всю жизнь не добираются. Почему именно мотоцикл – объясняется очень просто. Все занятия, дающие нам адреналин и связанные с риском для жизни, я разделяю на две категории.

 

Павел Коханенко (на фото справа)

К первой категории относятся прыжки с парашютом, всевозможные аттракционы в парках развлечений, тарзанка, дайвинг и прочее. Все то, что позволит тебе умереть по независящим от тебя причинам: лопнет веревка, раскрутится болт на американских горках, не раскроется парашют. И вроде вот он ты живой и подвижный – а уже обречен. 

Во вторую категорию попадают те виды адренадопинга, где можно пострадать только от собственной глупости-невнимательности, а если вдруг что сломается – то тебе это смертью не угрожает. Ныряние без акваланга (в противовес дайвингу), горные лыжи (в лесу, где нет пьяных и начинающих) и так далее. 

Мотоцикл же настолько широкое понятие, что попадает сразу в две категории. Мотоциклисты, передвигающиеся по дорогам общего пользования, относятся к первой группе. И постоянно рискуют стать жертвой чужой оплошности. Поэтому это не мое. А вот внедорожные мотоциклы – в самый раз. Деревья на тебя не прыгают, огромный валун задним ходом в тебя не сдаст, лужа сверху не набросится. Страдаешь только от собственных ошибок. И рассчитываешь только на собственные силы". 

Мотоциклы в автомобильном прицепе.

Сделать однозначный вывод о том, автомобилисты или мотоциклисты серьезнее страдают в ДТП даже опираясь на данные статистики, не представляется возможным. Однако, эксперты все же склоняются к тому, что при одной и той же аварии степень повреждений у мотоциклиста окажется выше. Что же все-таки толкает взрослых, знающих это людей настолько увлечься мотоциклом, что он становится не хобби даже, а частью жизни?

"Это же мечта – съездить в такие места, куда только пешком или на лошади можно добраться. Алтай, например, полон прекраснейших мест. Но пока до какого-нибудь водопада пешочком сбегаешь за 10-15 км, уже и день кончился. А с мотоциклом – совершенно другой разворот. А сама езда – это же чистейший адреналин. Конечно иногда бывает жутко страшно".

Удобство такого мини-средства передвижения кажется очевидным. Но, будучи в незнакомых городах и лесах, хотелось бы максимально владеть ситуацией, или своим собственным транспортным средством. Оказывается, в Томске есть места, где может научиться управлять "железным конем".

Приборы на руле мотоцикла.

"Кататься в Томске есть где, но мест мало и сами по себе они не такие безбашенные, как хотелось бы.  – продолжает Павел. - Я только в начале пути, и окрестных лесов-полей-болот мне хватает "за глаза". А вот продвинутые райдеры, наверное, скучают по нескучному рельефу".

Имейте ввиду, что найти возможность потратиться на два колеса – это далеко не все. Придется найти финансов с запасом.

"Две — три тысячи долларов – и вы хозяин старенького японца. Или нового китайца. И еще тысячу баксов нужно приготовить на "доспехи". Это если не сильно заморачиваться и не брать самое крутое обмундирование". 

От увлечения до профессионального клуба

О том, что увлечение — это не из новых, а, скорее, из "вечных", пожалуй, лучше всех в Томске знает Константин Портнов. Константин - томский бизнесмен и член известного не только в Томске, но и за его пределами байк — клуба "Стальной Ветер". Его увлечению мотоциклами уже 18 лет.

Константин Портнов

Фото: предоставлено Константином Портновым.

"Да, 18 лет назад я купил свой первый мотоцикл. Постепенно организовалось сообщество по интересам: нам всем было примерно по 22-23 года, все на "двух колесах".

Катались и по России, и по Томску,и по Сибири. Народ втянулся в эту историю, создали клуб. Первым совместным выездом, тогда еще небольшого клуба, можно считать выезд в Новосибирск. Это считалось очень круто по тем временам. Готовились заранее. Экипировки было особо не купить, заказывали в основном из Москвы, так как интернет-торговля тогда еще была в "зародыше". Не было такого изобилия товаров, как сейчас", – рассказывает Константин.

Чтобы стать членом клуба, недостаточно иметь в наличии мотоцикл и экипировку. Даже умение отлично ездить по городу и на дальние расстояния вам не поможет.

"У нас есть свои внутренние правила. Чтобы войти в клуб потребуется минимум  два года. Человек с улицы никогда не станет членом клуба, нужны рекомендации как минимум двух членов. Претендент сначала просто тусуется с нами год, мы на него смотрим - можно ему доверять или нет. Потом как минимум год он "отбегает" кандидатом. В этом статусе у него будут определенные обязанности, скажем так - хозяйственно-бытовые.

Например, он должен будет держать холодильник набитым, уборкой заниматься, всем прочим. У клуба есть свои помещения, кухня, зона отдыха, гараж, ремонтные мастерские, и все они должны быть в порядке. А в целом у нас там все по-семейному, по-домашнему. У всех есть семьи и дети, и мероприятия такие же. Но мы движемся, ездим в Омск, Екатеринбург, другие города".

Стальной ветер

По словам Константина, если вы решились на покупку мотоцикла, то к его выбору нужно подходить  серьезно. Очень уж они разные – не только по маркам, но и по функциональности. Главное, говорит мой собеседник, – выбирать по потребностям.

"Чоперы типа Harley – красиво прокатиться с девочками. Для мототуристов самое подходящее -  мотоциклы типа тяжелых эндуро, BMW, Yamaha Super Tenere - большие и устойчивые.

Есть так называемый класс гранд туризма, например - Honda Gold Wing, 500 кг весом, с чемоданами. Такие мотоциклы приспособлены для дальних поездок, например, от нас на юг съездить. И не только на юг, кстати. Парни (члены клуба – прим.редакции) за сезон 25-30 тысяч километров накатывают. Крым, Сочи, Ямбург (город за полярным кругом – прим. редакции). Есть сильно увлеченные мотоциклисты -  мотополярники, собираются, например, в Ямбурге зимой, из Питера в Магадан ездят зимой же. 

Кто желает ездить по городу и не обращать внимания на бордюры, тому дорога в эндуристы и мотарды.

Есть мотоциклы с двойной функциональностью, их можно использовать и по городу, и на дальние расстояния. Например - Yamaha MT-09 TRA.

В общем, под задачи надо смотреть. Цены тоже очень разные: от 50 тысяч рублей за простенький 250-кубовый мотоцикл до 3200000 за Harley-Davidson Electra Glide. Мопед 200-кубовый можно купить от 50 тысяч. Менее мощный - 50 кубовый – обойдется в 35 тысяч, но и его для города "за глаза". На него, кстати, хватает и автомобильных прав".

Мотоцикл

И все-таки какие преимущества у мотоциклиста перед автомобилистом, да и есть ли они? Константин Портнов считает, что однозначно, есть. И для него мотоцикл – это не хобби, это часть устроенной сложившейся жизни.\

"Что мы имеем на сегодня: в городе летом на машине протолкнуться нереально, хоть и городок маленький. Множество народу пересаживается на "два колеса". Кто на мопеды, кто на мотоциклы, кто на что. "Два колеса" люди выбирают совершенно вне зависимости от статуса — проректор госуниверситета, депутат думы, бизнесмен. Мотоцикл – это удобно!

Приехал на мотоцикле, переоделся и ходи, как человек.  У нас всех костюмы офисные висят на работе. А удобство перемещения совершенно другого уровня, не теряешь время.

Второй плюс – расходы на топливо. Например, 250-кубовый мопед в городе расходует на 100 километров порядка четырех литров бензина. Одним словом - заправился и забыл.

Еще из однозначных плюсов — улицы в городе у нас стали в теплое время года более-менее чистые, песок на зубах не скрипит, и даже рубашки хватает на день.

Мотоциклисты на выезде.

Итого – удобство, экономия времени и денег. Немаловажно, или даже очень важно - определенное чувство свободы. Не сидишь, застекленный, в своем автомобильчике, и не выглядываешь в жизнь, а являешься непосредственным ее участником".

Риск - удел молодых и горячих

"Конечно, нечестно было бы умолчать о рисках: любое ДТП кончается для пилота двухколесного средства передвижения трагичнее, чем для автомобилиста, но это заставляет мозги просчитывать ситуацию и за себя, и за "того парня": кто откуда может выскочить, кто как себя повести. Тренировка мозга.

Опасно ездят молодые, горячие водители – рискнуть, залезть – это все про них. А для нормального человек мотоциклы – ничего экстремального. Ну да, "валим" иногда под двести, но мы не с закрытыми глазами едем. Все маневры совершаются только тогда, когда ты уверен и в себе, и в том, что если автомобилист совершит любой маневр и он до тебя не допрыгнет. Твоя скорость, твоя маневренность должна помогать тебе избегать любого развития событий".

Мотоцикл

Так что, если вы уверенный в своих навыках вождения, спокойный, любящий свободу, экономию и удобство автомобилист – то мотоцикл вам вполне показан. Главное, пересаживаясь с автомобиля на мотоцикл, не забудьте получить законное право на управление этом средством передвижения в ГИБДД.

Кстати, если кто-то думает, что мотоцикл неженское дело, то почитайте про Настю Нифонтову в интернет. Этот совет дал мне в конце нашей беседы Константин Портнов. По его словам, девушка даже прошла ДАКАР.

Текст: Дина Андреева. 

еще по теме:
Мужское место или Почему в барбершопе не работают девушки