Один дома и на улице: как обезопасить своего ребенка
Тема детской безопасности становится неотъемлемым спутником жизни любого родителя с момента рождения ребенка – этот факт вряд ли кто-то оспорит. Сомнения, страхи, тревожность присутствуют в нашей жизни в той или иной степени постоянно.
С надуманными страхами поможет разобраться психолог, или они сами пройдут через некоторое время. Как же быть с реальными опасностями для детской жизни? Трудная правда состоит в том, что ребенка от всего не оградить. Да и не стоит! Но можно и нужно научить его видеть реальные угрозы и по возможности избегать их.
Сегодня в России становятся популярны Школы детской безопасности, и это обоснованно. Профессиональные педагоги и психологи работают с детьми разных возрастных групп, с родителями, помогая им вычленять реальные опасности, понимать их, обходить и нивелировать последствия. Сами преподаватели таких школ говорят о том, что убрать все риски из жизни ребенка невозможно. Можно лишь их снизить.
Пусть меня научат
Итак, какие риски действительно существуют, и что с ними делать? С этими вопросами корреспондент «Ежедневника» обратились к руководителю томской школы детской безопасности «Стоп угроза» Александру Ковалеву.
- Сегодня мы делим угрозы на несколько типов. В соответствии с ними, делятся и тренинги: это такие направления как «Безопасный интернет», «Защита от неприятностей» (похищения, хулиганы), «Стоп-наркотик» и отдельно стоит выделить «Безопасность для девочек».
На тренингах по защите от неприятностей мы учим детей для начала определить, нарисовать портрет преступника. Как он его видит? Кто это может быть? Кстати, миф про то, что преступник это страшный бородатый дядя с наколками присутствует у томских школьников с 1-по 3 класс. Начинаем разговаривать, задаем вопросы, и дети самостоятельно приходят к выводам, что выглядеть преступник может как совершенно обычный человек. Отрабатываем уловки, как заманивают детей при похищениях.
Оказывается, опять же, что практически любой ребенок обязательно пойдет помочь дедушке – котенка снять с дерева, или что-то еще. Однако, родители, присутствующие на тренингах, бывают сильно удивлены, когда оказывается, что дедушками представляют людей в возрасте примерно 45 лет, просто с проседью.
Разбираем и поведение, как надо и как не надо себя вести. Ни в коем случае не надо плакать, понятно, что страшно, но нельзя этого делать. Окружающие взрослые подумают, скорее всего, что это семейная сцена: капризному ребенку не купили очередной «Киндер». А вот упасть на землю – и можно, и нужно, но не просто упасть, а всячески привлекать к себе внимание фразой «Помогите! Я его не знаю!». Казалось бы такая простые слова, а спасают жизни!
На наших тренингах мы рассказываем малышам поучительные истории, максимальный «стори-тейлинг» и отрабатываем некоторые правильные навыки поведения.
Отдельно отмечу тренинг «Девочки в безопасности». На нем психолог (девушка, конечно) рассказывает о том, как избежать насилия, и какие методы применить если все же девушка оказалась в закрытом помещении со взрослыми парнями, мужчинами. Отрабатываем главный вопрос - как сохранить жизнь в такой ситуации. Говорим и о том, что если, к сожалению, такое произошло, как психологически справиться с этой проблемой. Жизнь ведь не окончена!
Александр, существуют ли в вашей школе тренинги для профилактики такой серьезной проблемы нашего времени, как наркомания?
- Этот построен на проблематизации. Мы рассказываем, что это такое, как это бывает, говорим о цикле химической зависимости (выпил – утром болит голова – немного выпил – не болит), и даже о том, что зависимость ведет к распаду семей.
Это тренинг для взрослых детей, и тут главное не начать читать нотации. Запретный плод сладок, как известно, поэтому у человека должно быть четкое ощущение, что решение он принимают сам. А мы им даем максимально полную информацию о проблеме.
Живущие в сети
Бичом времени, пожалуй, можно назвать интернет-зависимость, с каждым годом дети все раньше попадают под влияние сети. В чем же тут опасность, да и есть ли она?
- От пяти до двенадцати часов в сутки дети проводят в интернете. Это вторая жизнь, но для кого-то она становится первой и основной. На уроке ребенок выходит из сети. Перемена, путь домой, за едой дома – все это время ребенок там. Уроки сделал или не сделал, и ночью переписываются.
В большей опасности находятся те ребятишки, которые играют в игры по сети. В игре герой может несколько раз погибнуть, а потом начать жизнь заново, с прежними силами, но новым опытом. И существует опасность, что у ребенка сотрется грань между миром игры и реальным, и в какой-то стрессовой, трудной ситуации ребенок захочет переродиться именно таким образом. Ему кажется, что за смертью начнется новая жизнь, и все будет по-другому.
Затем, ни для кого уже не секрет, что существуют в сети некие группы, прямо или косвенно призывающие к суициду. Несмотря на то, что влияние их в значительной мере раздуто СМИ, обращать внимание на нахождение ребенка в таких группах следует, и принимать меры стоит. Находясь в таких группах, ребенок как бы маскирует свои внутренние настроения, т.е. просто так дети в них не вступят.
На тренингах я задаю вопросы родителям – знают ли они музыку, которую слушает ребенок? Знают ли они блогеров, на которых он подписан? Причем не просто на слух, а на уровне обсудить, поддержать беседу, найти хорошее в том, что интересно ребенку.
На всех этапах взаимодействия с ребенком важно, чтобы было доверие. Хорошо, когда родители в «друзьях» у сына или дочери в соцсетях. Лучше если на продвинутом уровне – могут что-то откомментировать, поставить лайк, причем не только своему ребенку, но и его друзьям.
Чем позже ребенок погружается в компьютер и интернет, тем лучше, конечно. Но насильно ничего нельзя обрубать. Если ребенок и окружение ребенка в соцсетях, то он будет там однозначно. Поэтому лучше позволить, но контролировать.
Нужно ребенку провести ликбез по безопасности – не все и не всё хорошее там. Проблемы есть не только со стороны угроз, но и со своей стороны надо соблюдать интернет гигиену. Нецензурная брань, оскорбления, все это может привести к обращению пострадавшей стороны в суд, и к соответствующему наказанию.
Законодательство в сфере Интернета еще не столь совершенно, но в будущем эта сфера, похоже, будет контролироваться более тщательно. Уже сейчас в разработке много законопроектов, регулирующих интернет и действия в нем.
Александр, так на ком все-таки лежит ответственность за детскую безопасность? Родители? Общеобразовательная школа? Тренинги?
- Важна роль каждого института. Совместными усилиями мы можем увеличить степень безопасности, количество навыков в защите. Однако стопроцентной гарантии не даст ничто и никто. Конечно, роль родителей максимальна. И на тренингах для неравнодушных родителей мы об этом говорим. Встречаемся также с педагогическими коллективами, говорим о необходимости проведения такого рода занятий.
Безопасность в ваших руках
Кстати, цены на услуги Школы детской безопасности достаточно приемлемы: на класс - 5000 рублей. Порлучается, что на одного ребенка выйдет около 200 рублей. Проводятся тренинги в школе, в рамках классного часа, один тренинг включает одну тему. Для школьников актуальны темы безопасного интернета и «Дети в безопасности». Последняя касается внешних опасностей: неуправляемая толпа, мошенники, «гопники», наркоманы, терроризм и психически неуравновешенные люди.
Индивидуальные семейные консультации тоже есть. Стоимость - 1800 рублей за полтора часа. Преимущество такой консультации в том, что конкретные вопросы в рамках данной семьи или данного ребенка можно лучше и глубже проработать. А групповые занятия лучше тем, что дети, раз послушав, еще долго будут между собой обсуждать и отрабатывать. Вместе они лучше запоминают, и это дает больший эффект.
Масса информации о том, как обезопасить ребенка, есть в открытом доступе. Можно посещать школу, а можно самостоятельно учить сыновей и дочерей премудростям избегания угроз. Все же, основная задача родителей – найти ту форму обучения безопасности, которая детьми воспримется и переработается наилучшим образом. А искреннее внимание к жизни ребенка с момента его рождения и уважение к его жизни станут залогом максимально безопасной жизни.
Текст: Дина Андреева.