"Эколавка": как создать "семейный магазин" здорового питания
Владелец томской "Эколавки" о правильном питании и философском подходе к делу.
Роман Денеко и его супруга Оксана в марте этого года решили нести культуру полезного питания в массы - открыли в Томске собственный магазин натуральных продуктов "ЭКОЛАВКА". Супруги самостоятельно ведут дела: обслуживают покупателей, находят общий язык с поставщиками, консультируют желающих на тему здорового питания и ассортимента. Помогает им в этом их сын Савелий.
Природное начало
Супруга Оксана по образованию - физик. Помимо этого она получила образование в художественой и музыкальой школах. А я коммерсант, окончивший коммерческий лицей и ВШБ. В последнее время увлекся психологией и диетологией. До этого я работал в корпорациях, где в работу не вкладывают душу - чистая механика. Идея создания нашего магазина пришла после того, как мы стали много времени проводить на природе: Алтай, поездки на реки и турбазы. Савелий в это же время начал ходить в школу путешественников. Все это поспособствовало тому, что мы стали питаться натуральными продуктами.
В магазине "Дубрава" на улице Учебной, я попадал в огромные очереди за натуральным молоком. Это один из редких магазинов, в котором есть хорошее мясо и молочные продукты. Именно там мне пришла идея сделать не обычный магазин продуктов, а нечто оригинальное: более бутиковое, с хорошим сервисом, душой и своей атмосферой. Воплощением этого и стала наша лавка. Уже 31 марта этого года мы начали свою работу.
Бытовая "нехимия" и пастила без сахара
Мы работаем втроем: я, моя жена Оксана и сын Савелий. Продавец у нас был, но в какой-то момент я понял, что мне самому очень нужно находиться за прилавком. Нужно общаться с посетителями и получать обратную связь, узнавать об их желаниях, потребностях. К тому же наши посетители очень интересны сами по себе, как люди.
У нас нет единой концепции и условий. В первую очередь мы смотрим на состав продукта: не должно быть консервантов, красителей. Главное – чтобы в продукте была польза и минимальное содержание веществ, которые не нужны организму.
Савелий, как главный дегустатор Эколавки, рассказал "Ежедневнику" на что нужно обращать внимание при покупке: "Всегда смотрите состав. В нем не должно быть ароматизаторов, красителей, консервантов, глютена и ГМО.
Продукция абсолютно разная: для того, чтобы покупатель понимал, кто мы и что собой представляем, Эколавка стала придерживаться кондитерского направления (конфеты, ягода, пастила, мед и т.д.). Поддерживаем также и молочную продукцию, хлеб, чай и специи. Недавно в продажу поступила натуральная косметика и бытовая "нехимия". "Нехимией" мы называем потому, что, например, в составе порошка стирального, только натуральные составляющие.
Также из последних новинок в нашей лавке – натуральное какао, корица из Шри-Ланки, которая, как оказалось, намного полезней "нашей". И, по-настоящему дефицитный продукт – яблочная пастила, которой в Томске очень не хватает. Это уникальный по своим свойствам продукт, сделан по старинным традициям.
Философский подход
Почти сразу после открытия, к нам сами начали приходить производители и предлагать свою продукцию. Именно поэтому у нас можно найти шоколадные фигурки, имбирные пряники, нечто оригинальное от томских производителей, которые только начинают свою деятельность и малоизвестны потребителю.
Вообще, я на всех поставщиков смотрю с философской точки зрения. Для меня важно, какое мировоззрение у человека, есть ли у него вредные привычки, каков у него внешний вид. Так как мы во главе своей работы ставим качество, то, на мой взгляд, именно порядочный человек может производить достойный продукт.
Также из последних новинок в нашей лавке – натуральное какао, корица из Шри-Ланки, которая, как оказалось, намного полезней "нашей". И, по-настоящему дефицитный продукт – яблочная пастила, которой в Томске очень не хватает. Это уникальный по своим свойствам продукт, сделан по старинным традициям.
Философский подход
Почти сразу после открытия, к нам сами начали приходить производители и предлагать свою продукцию. Именно поэтому у нас можно найти шоколадные фигурки, имбирные пряники, нечто оригинальное от томских производителей, которые только начинают свою деятельность и малоизвестны потребителю.
Вообще, я на всех поставщиков смотрю с философской точки зрения. Для меня важно, какое мировоззрение у человека, есть ли у него вредные привычки, каков у него внешний вид. Так как мы во главе своей работы ставим качество, то, на мой взгляд, именно порядочный человек может производить достойный продукт.
Сейчас таких людей подобралась целая команда – это люди, с которыми интересно не только вести дела, но и общаться. Мы прислушиваемся к потребностям своих клиентов, и по возможности стараемся их удовлетворить. К примеру, приходит покупатель за розмарином. Первый раз мы говорим: "у нас нет, но мы постараемся найти". Если с подобным вопросом придет второй человек, то мы понимаем, что на этот продукт есть спрос и его нужно ввести в перманентную продажу.
Чаще всего, когда поступают новые предложения, мы предлагаем сначала закупить небольшую партию для дегустации. Угощаем клиентов и смотрим на их интерес к данному продукту.
О Рынке
В начале пути мы боялись томских игроков - "Ежи", "Волков", и смотрели на их опыт. Стартовали с очень узким ассортиментом, и приоритетом была молочка.
Сейчас я понимаю, что наши дороги все больше расходятся – мы поставляем эксклюзивную продукцию. Главное преимущество – наш сервис. Так как мы работаем сами, то имеем возможность кого-то угостить или сделать скидку. Я, как хозяин, знаю, откуда везу товар, могу также поручиться за качество, чего порой не может сделать продавец.
Сегодня ставка именно на это: мы даем клиенту доступ к контакту с нами и возможность что-то узнать или заказать. Если продавец за прилавком может не транслировать руководству, что происходит в магазине, то у нас рука всегда на пульсе.
Пожалуй, главная проблема в том, что для части людей покупка натуральной продукции в принципе недоступна, а другая часть, имея средства, не готова платить слишком много. Я всегда в шутку говорю, что лучше ходить к нам, чем в аптеку – там еще дороже. Действительно, питаться натурально – дорого, потому как цена зависит от производителя.
Большинство таких предприятий позиционируют себя именно как бизнес. У них нет миссии "принести пользу окружающим", поэтому через небольшой промежуток времени некоторые производители начинают экономить, что впоследствии отражается на качестве. Вот это обидно.
О маркетине
У нас есть своя группа в "ВКонтакте" и профиль в Instagram. Помимо этого, мы периодически участвуем в мероприятиях: нас поддерживают наши партнеры ("Сибирский кедр", Power club).
В большинстве своём, я считаю, что качественный продукт должен продавать себя сам. Довольные покупатели для нас - самое главное. В определенный момент мы почувствовали силу наших стараний: отзывы приходили ежедневно, а покупатели начали рассказывать о нас своим друзьям. Это как раз то, на чем строятся сетевые компании - передача информации из уст в уста.
Когда "Эколавка" открывалась, мы даже шариков не вешали – на них, если честно, не осталось денег - все вложили сюда. Мы не хотим интенсивного развития – все должно идти своим чередом. Без дел нет опыта. Могу сказать, что жалеть мне особо не о чем. Хотя первоначальные затраты на, как казалось тогда, необходимые вещи, я бы сократил.
У нас есть определенные наставники – это наши друзья. Каждый со своей философией, полезными советами. Кто-то из них - бизнесмен, подсказывающий как простроить бизнес, с коммерческой точки зрения. Есть друг-путешественник, изучающий духовные направления, и подсказывающий с этой стороны. Например, именно он донес до нас как правильно строить отношения с клиентами, как не жадничать и быть щедрым. Это некие фундаментальные принципы, помогающие оставить клиента довольным, сохраняя свое лицо и честь. Сейчас стали появляться соинвесторы, готовые сотрудничать с "Эколавкой".
О планах
Вскоре в нашем магазине заработает новый проект - "Библиотека Эколавки": интересными книгами о питании мы будем делиться с нашими покупателями, а книжный инвестор получит скидку 15% и сладкий бонус. Есть идея добавить к магазину кухню - сделать из магазина общепит с маркетом.
Нет цели сделать сеть – есть цель сделать уютное и атмосферное место с единой концепцией. Пусть это будет большое и комфортное пространство, где можно посидеть, что-то приобрести, увидеть производство, потому как именно последняя часть нам особо импонирует.
Уже хочется самому начать готовить, ведь я ежедневно черпаю вдохновение от нашего дела. Возможно, это будет уже другое помещение, более просторное. Думаю, все это можно будет осуществить уже на следующий год.
Автор статьи и фото: Анастасия Кураленко