Есть ли шанс у Томска появиться на новых купюрах?
Шансы главного корпуса Томского университета появиться на купюрах Банка России номиналом в 200, а тем более в 2000 рублей невелики, но сам механизм общественного обсуждения дизайна новых банкнот доказывает спорность аксиомы, которую любят повторять банкиры: деньги не всегда любят тишину.
Идея завести свою "томскую" купюру не нова. Когда Томск готовился к 400-летию, а 5-тысячная купюра к выходу, я говорил тогдашнему губернатору Томской области Виктору Крессу, что неплохо было бы обессмертить "деревянные кружева", тот же Дом Шишкова, на ценной бумаге. Шеф тогда улыбнулся.
- Это Банк России, - сказал он. – Им наши пожелания до лампочки.
Это при том, что тогдашний министр финансов Алексей Кудрин, как человек с томскими корнями, был председателем государственной комиссии по празднованию 400-летия Томска. Он мог что-нибудь неформально посоветовать формально независимому от министерства Банку России. Но Кресс в то время сильно нагружал главного финансиста страны разными насущными томскими проблемами, так что подходить с еще одной явно завирабельной не стоило.
Прошло всего-то 10 лет. Томск, вернее главный корпус первого университета Сибири, вошел в лонг-лист по итогам голосования за дизайн новых купюр. Только по Сибири с нами конкурируют еще 6 городов и 12 символов, среди которых памятник создателю первого в мире парового двигателя Ивану Ползунову из Барнаула, могучий Бугринский мост в Новосибирске и всемирно известная визитная карточка Сибири – озеро Байкал.
Если смотреть шире, то наши шансы сужаются еще больше. По России наряду с нашей университетской гордостью представлены монументальная и самая большая в мире Родина-мать из Волгограда, совсем недавно возведенная гордость владивостокцев – вантовый мост через бухту Золотой Рог, вулкан Ключевская Сопка, челябинский метеорит, скорее, как курьез, Петропавловская крепость, Кафедральный собор Калининграда, Кижи, грядущий мост через Керченский пролив, новый олимпийский стадион в Сочи "Фишт", Памятник затопленным кораблям в Севастополе…. (Последние два, правда, уже были на памятных купюрах ограниченного тиража)
Я патриот, но наши шансы ничтожны, даже если бы мы мобилизовали всю имеющуюся в мире томскую интернет-общественность. Лишь на первом этапе она что-то решала. Теперь, до 30 августа предстоит социологический опрос 6 тысяч человек по всей России, методика, а, значит, и результаты которого, непредсказуемы. Опрос определит 10 лидеров. Шот-лист. Но что социологически может противопоставить малонаселенная Сибирь многочисленным жителям столиц и юга России? Вот если бы соц.опрос проводился исходя из размеров занимаемой территории, но я таких прецедентов в социологии не знаю. На заключительном 3-ем этапе осенью нам вообще предстоит выбрать два объекта-региона из десяти. Попадание в эту десятку уже можно было бы считать для Томска редкой удачей. Именно на этом этапе голос интернет-общественности мог бы иметь вес, но увы…
Победа Томска может стать только стечением редчайших обстоятельств. Например, если в Банке России решат, что мосты, как объекты, больше не попадают на банкноты, потому что уже как бы были. Бумажные "десятки" с видом моста через Енисей исчезли, зато появились 5000-ые купюры с амурскими мостовыми переходами – ну, сколько можно-то уже?
Если в столице решат, что природные объекты, как нерукотворные, тоже не попадают в финал. Они, как известно, даны России от бога, а деньги, дело рук человеческих или того хуже. Мне кажется, в Банке России могли бы отказаться уже от рекламы памятников отдельным личностям или медведям. Но даже если так, то в списке останутся такие вещи, что нам с ними трудно тягаться, в том числе и по политическим мотивам.
Возможно, чтобы сильнее и визуально ярче привязать Крым к России, на новых купюрах окажется Памятник затопленным кораблям, изящный и печальный символ духовной мощи русского, сухопутного в общем-то, народа. Дабы успокоить самолюбие чеченцев, на дензнаках могут напечатать одну из крупнейших мечетей "Сердце Чечни" в Грозном…. Но еще раз повторю, решение будем принимать не мы и не здесь, а среди университетов на купюру претендует еще и не менее прекрасный, старинный Казанский университет, из которого во многом Томский университет и вышел.
Так что давайте не тешить себя иллюзиями. Мы останемся без купюр.
Зато, если подумать, мы все впервые участвуем во всенародном обсуждении весьма сакральной обычно темы. Когда на советской "десятке" или "сотке" был Ленин, "нас не спрашивали", как в преферансе. А теперь мы с вами живем в иллюзии, что принимаем участие в решении серьезных государственных финансовых вопросов. Это дороже и 200 и даже 2000 рублей если говорить о социальном спокойствии большинства россиян, реальных доходы которых сильно упали и с таким трудом восстанавливаются.
Хорош и выбор номиналов купюр. Никоим образом он не свидетельствует о реальных темпах инфляции в России. Мы же обсуждаем не 7000 и не 10000 рублей! 200 рублей хорошо закрывают прореху между "пятихатником" и "сотнями", про нехватку которых вам расскажут на любом рынке. 2000 тысячи рублей аккуратно ложатся между 1000 и 5000. Вспомните лица продавцов, когда вы с помощью моста через Амур покупаете бутылку молока. Да и смешно было Банку России косвенно подтверждать высокие темпы инфляции в России.