Элком+
компания
работадатель
собеседование
HR
резюме

Как составить резюме: 6 простых правил от гуру HR

Маргарита Суворова, о том как правильно "продать себя" потенциальному работодателю
Фото: предоставлено Маргаритой Суворовой.

Какое оно, идеальное резюме? Как его написать и что для этого нужно? На этот вопрос нет, да и не может быть, единого правильного ответа. Для каждой компании идеал резюме свой. Ключ к успеху – индивидуальный подход и адекватность в изложении фактов. Наш эксперт Маргарита Суворова расскажет все о том почему к своим умениям нужно относиться, как к товару и как правильно "себя продавать".  

Маргарита Суворова. 34 года. Директор по персоналу в ООО "Элком+". Закончила Институт кибернетики ТПУ. В сфере HR работает  уже более 10 лет. Всю трудовую деятельность занималась либо подбором персонала, либо его развитием. За ее плечами – работа в "дочке" Газпрома, ООО "Контек-софт" и других крупных компаниях.

Думайте о том, что продаете

Вы когда-нибудь занимались продажами? Хотя бы на бытовом уровне? Тогда вы должны хоть немного понимать, что такое реклама и для чего она нужна. В своей рекламе вы можете рассказать людям чем хорош ваш товар, для чего, как и как долго его можно использовать и в чем его уникальность. Резюме - это тоже рекламное сообщение. Только оно не товар продает, а ваши навыки и умения. Соответственно относиться к нему нужно также. И если вы не подумаете, что именно хотите продать этим резюме – никто вас не купит

Правило 1: "КОНТАКТЫ" – ВАШЕ ЛИЦО

Поговорим о поле "Контакты". Именно с него обычно начинается резюме. Заполняя его, необходимо быть очень внимательным. 

Во-первых, здесь нельзя размещать контакты, по которым до вас нельзя дозвониться-дописаться в течение 2 часов.

На некоторых сайтах по поиску работы есть такая опция в контактах, где можно указать желательный для вас вид контакта. Так как я работаю в компании, которая в том числе занимается разработкой ПО, могу привести некоторую статистику. 98 % разработчиков ПО в качестве своего предпочтительного варианта для связи указывают электронную почту. Как уважающий личное пространство другого человека, специалист я никогда не буду звонить, хотя номер они тоже, чаще всего, оставляют.

Во-вторых, никогда не указывайте более двух- трех каналов для связи. Не нужно писать все свои возможные пять номеров телефонов. Это всегда настораживает и обескураживает. А на практике оказывается, что рабочим является всего один номер.

И в-третьих, обязательно перечитывайте то, что вы написали. Когда видишь ошибки в написании имени или фамилии невольно задумываешься – а этот кандидат вообще себя уважает? 

Правило 2: ИНОГДА ЛУЧШЕ БЕЗ ФОТО

Говоря в общем, никаких особых требований к фотографиям обычно не предъявляется. Но нужно понимать, что фото - это ваше представление себя. Поэтому не забывайте об адекватности при выборе изображения.

Девушки, например, очень любят вставлять в резюме фото со свадьбы, особенно такие, где они изображены не одни, а, например, с подружками или мужем. Не вставляйте фотографии с бокалом, с пивом, с корпоративов, где у вас стеклянные глаза.

Тут принцип простой. Либо вы лишаете нас этого источника информации, и мы используем для анализа только текстовую часть резюме – что, кстати, иногда не самый плохой вариант. Либо вы следите за тем, чтобы этот дополнительный, визуальный, источник информации играл вам на пользу.

Фото еще должно соответствовать месту, в котором вы хотите работать. Если вы собираетесь в госкорпорацию лучше добавить фотографию в строгом костюме, как на паспорт примерно. Если вы идете в компанию а-ля Google, где нет корпоративной культуры, лучше такое фото не размещать. Объясню почему: компании, у которых нет корпоративной культуры, презирают любые ее проявления. Если вы придете туда устраиваться на должность разработчика мобильных предложений в галстуке и костюме – вас точно не примут. И это факт.

 Правило 3: ЛЮБИ СЕБЯ. ДУМАЙ "ПРОЕКТНО"

Для того, чтобы четко понимать, что вы делаете, куда идете и чего хотите нужно научиться ценить то, что с вами происходит. Многие люди набирают несколько стажировок, проходят курсы, не понимая, как им это в будущем применить, как им это продать. Они не видят в этом ценности, действуя спонтанно, поддавшись желанию, панике или влиянию компании. В итоге от потраченных сил и средств они не получают никакой отдачи. Вся ваша жизнь состоит из определенного опыта. И вот когда вы научитесь весь этот опыт собирать воедино, компилировать, вы сможете понять, что из себя представляете.

В среде HR принято считать, что каждый уважающий себя человек должен всегда держать свое резюме актуальным. Резюме – это прежде всего способ осознания себя и тех результатов, что вы достигли. Если ваше резюме в заброшенном состоянии, значит вы не понимаете, что делаете. Всю свою работу, даже процессную деятельность, нужно рассматривать через проекты и через результаты этих проектов.

Отсюда вытекает вопрос - как же тогда структурировать свой опыт работы? Разбивайте его на проекты. Даже если вы занимались, например, организацией продаж, что безусловно внешне является примером процессной деятельности, постарайтесь представить это в виде проекта. Как? Примерно по такому плану: цели – например, нужно было вывести новый продукт на рынок и продавать его в таком –то количестве, либо просто увеличить продажи до определенного уровня; наша команда - расскажите какое место вы занимали в команде или, если были руководителем, как вы ее набирали, сколько в ней человек; каких результатов и за какое время вам удалось достичь. По каждому месту работы нужно показать проект с итогами деятельности.

Любите весь опыт, который у вас есть. Если, например, вы ездили в Америку и работали даже пускай в обычном баре, продавая пиво, это отличный опыт межкультурного общения. Зная английский в совершенстве, имея образование финансиста, вы придете на должность в крупную международную компанию, и вы не сможете общаться в иностранными коллегами или партнерами, вы не будете их понимать. Межкультурные коммуникации - это очень серьезная тема. Проработав 3 месяца в американском баре, имея такое же образование, вы получите бесспорный козырь перед работодателем, потому как он будет понимать, что вы без труда заговорите с любым американцем и найдете общий язык. Всегда думайте наперед.

Правило 4: НА 10 ЛЕТ – 1 СТРАНИЦА

Запомните очень важное правило: на каждые 10 лет опыта лучше использовать не более одной страницы А4. Никто больше читать не будет. Чем больше компания, тем меньше времени у рекрутера на ваше резюме. Иногда оно сводится к 15 секундам. Если за это время человек не увидел в вашем резюме для себя ключевых слов, значит оно попало в корзину.

В сокращении вам, безусловно, поможет проектный способ осмысления своей деятельности. И да, всегда обобщайте то, о чем пишите. Не нужно расписывать каждый аспект своей деятельности, ищите общее название для процесса, которым вы занимались.

Правило 5: НАШЕЛ ОДНО ВРАНЬЕ – ВСЕ ВРАНЬЕ

Поговорим о блоке "О себе". Тут не нужно писать все эти стандартные фразы, типа, стрессоустойчивость, коммуникабельность и так далее. Все эти шаблоны никому не нужны. Просто как можно более живо расскажите о своих увлечениях, о том, почему вы собой гордитесь и чего хотите достичь. Если с изложением в свободной форме у вас все плохо и вы все-таки решите прибегнуть к шаблонности, то очень прошу, пишите о себе только проверенное. Все время думайте, а это действительно так?

 Была у меня одна девушка, которая написала в резюме: я умею справляться со сложными задачами – всего за два дня, в другом городе я организовала собственную свадьбу – быстро нашла и вот это, и вот это, и сама достала духовые инструменты.

Я посмотрела на это и думаю – у нее должен быть пробивной характер. И предложила ей посмотреть одну вакансию, тут же отправив тестовое задание. Срок его выполнения у нас примерно 7 дней. Пишу ей через 10 дней. Она отвечает, что задание не поняла и почему-то не обратилась за консультацией, хотя возможность была – контакты помощников были даны.  Поэтому если вы пишите, что вы сильный и волевой человек – знайте: рекрутеры воспринимают это буквально. Они думают, что вы во всех ситуация поведете себя именно так. Если вы не способны к этому - не пишите, потому что это вранье, которое легко проверить.

Знаете какое главное правило рекрутера? Если ты нашел хотя бы одно вранье в резюме – значит все резюме - вранье.

Правило 6: СЕГМЕНТИРУЙ РЫНОК

Самое главное при составлении резюме, не забывать о цели. Мы хотим себя продать! Для того, чтобы сделать это быстрее и эффективнее сегментируйте рынок. Для разных компаний вы должны по-разному себя презентовать. Это очень важно, вспоминая ранее рассказанную мною историю про разницу между Газпромом и Google. То, что будет «отлично» для одних, обернется полным провалом у других. И это факт.  Не ленитесь. Каждый раз перед отправкой резюме в ту или иную компанию вы должны какие-то вещи убрать, а какие-то добавить. Подстраивайтесь под свою целевую аудиторию, и она ответит вам тем же.  

 Автор: Юлия Семенова