Томск
промпарк
Китай
экспорт
рынок
дикоросы
бизнес
дровый орех
кесибирский орех

Лесное золото: "Сибирский орех" о том, как сделать бизнес на дикоросах

Новый резидент промпарка Томска об экспорте, потребностях рынка и "золотых" сотрудниках
Фото: lesnyanskiy - LiveJournal

Три года назад Евгений Кочедыков работал в банке  и был обычным менеджером среднего звена. Сегодня его компания  "Сибирский орех"- резидент томского промпарка с инвестиционным проектом стоимостью 14 миллионов рублей, собственной производственной линией и зарубежными контрактами. Как за три года офисному работнику удалось сколотить бизнес на сборе дикоросов - читайте у нас.

Справка: Евгений Кочедыков родился в Северске, закончил Томский политехнический,  по образованию инженер-физик. Долгое время работал по найму в разных компаниях. В 2013 году основал компанию "Сибирский орех".

Небольшая комната - четыре угла, белые стены, стол, два шкафа, пара компьютеров и  большое окно с выходом на балкон. Так выглядит один из офисов компании "Сибирский орех", находящийся в Томске. "Один из" потому, что основное производство компании находится в Северске – там же трудится весь персонал. Томская резиденция понадобилась компании, чтобы оперативнее решать вопросы с обеспечением деятельности компании. Северск, как город для бизнеса, занимающегося поставками, не самый лучший вариант, – признается Евгений.

"Я родился в Северске и именно там начал свое дело. На старте нам очень помогла  Администрация горда Северска, выдав субсидию в 300 тысяч рублей. По сути эти 300 тысяч плюс небольшие собственные сбережения и стали нашим стартовым капиталом. На них мы купили первую производственную линию по очистке ореха", - вспоминает собеседник "Ежедневника".

Первым продуктом компании было очищенное ядро кедрового ореха.  Сначала объемы были не большими – 1-2 тонны в месяц. Реализовывали товар на оптовых складах Томска, Новосибирска и Кемерово. Большой прибыли на этом, конечно, получить не удавалось. Как признается собеседник, когда энтузиазм перехлестывал, казалось, еще немного и все пойдет в гору, но этого не происходило.

Земельные отношения

"Со временем воздуха стало не хватать. Мы понимали, что объемы необходимо увеличивать и начали искать варианты. Тогда и поняли, что нужно как–то выходить на зарубежные рынки: потребность в орехе там высокая, цена хорошая, объемы колоссальные", - рассказывает Кочедыков.

 Одним из условий выхода на экспорт стало то, что у компании должна быть собственная сырьевая база. Пришлось оформлять аренду на лесной участок.

"Процесс оформления оказался довольно сложным. Пакет документов большой, не просто было выйти на аукцион, суметь его выиграть. Нужно понимать: участок участку – рознь. В базе лесного фонда есть целый реестр, где по каждому куску земли есть показатели урожайности. У нашего, например, он довольно хороший – среднегодовое изъятие ореха на нем составляет 550 тон. Аренда стоит не мало – около 2,5 миллионов в год, но это все равно выгоднее, чем закупать орех у перекупщиков, даже несмотря на удаленность участка", - добавляет собеседник.

Рынок дикоросов сегодня весьма "разношерстный", компаний много. В Томске более-менее крупных - около 10. В Новосибирске, Омске, Кемерово их еще больше. От года к году количеству компаний сильно отличается. Все зависит от урожая ореха. Чем он лучше, тем цена ниже и, тем больше желающих на этом заработать.

Орешек для Китая

 "Сейчас экспорт - основное наше направление. Получаем заказы на зарубежных торговых площадках. Главный покупатель нашей продукции – Китай - 99% всего объема. Большим спросом там пользуется неочищенных орех. Сейчас ведем переговоры с индийской компанией и японской. Планируем развивать географию поставок", - добавляет Евгений.

В "Сибирском орехе" развитием экспорта, участием в торгах занимается всего один человек. Он отлично владеет языками и хорошо разбирается в самой системе торгов. "Как показывает практика, все возможно. Не нужно иметь огромного штата сотрудников, чтобы тянуть этот воз, главное найти правильного человека", - отметил Кочедыков.

В компании Евгения, кстати, похоже вообще нет "случайных людей". Штат не раздут – всего 8 человек. Трое – административный персонал: бухгалтер, директор, юрист, остальные  заняты на производстве- технолог, упаковщики, грузчики…  

"Бизнес на дикоросах – сезонный. На время сбора урожая мы заключаем срочные договоры со сборщиками. Обычно это и северчане и томичи, и "лесные жители".  Все они – профессионалы, что важно. От этого зависит себестоимость конечного продукта. Что касается производства, то там "рулит" тоже всего один человек - технолог, который с нами с самого основания. Он следит за линией, следит за качеством готовой продукции, контролирует объемы, следит за оборудованием. Настоящий босс на производстве", - рассказывает Евгений.

В Томске в этом году урожай ореха на "3", хотя изначально прогнозировали очень хороший. Поэтому сырье у нас не самое дешевое. Цены сильно перебивают Алтай и Бурятия, где в этом году орех удался. По сравнению с прошлым годом, цена на орех сейчас почти в 2 раза ниже, чем в прошлом году.  

Немного о производстве 

В прошлом году в "Сибирском орехе" появилась новая производственная линия по обработке кедрового ореха. Производительность благодаря ей увеличилась в 10 раз.

"Говоря честно, линия, купленная в самом начале, не оправдала надежд. Это одна из тех ошибок, о которых я жалею. Сейчас мы ее просто не используем. Она стоит теперь, как музейный экспонат. Обладая сегодняшним опытом, я бы конечно уже смотрел на совсем другие машины", - отмечает Евгений.

Сейчас в планах компании – расширение линейки продукции с уходом в розничные продажи. Новое оборудование это позволяет, осталось только отладить систему сбыта. 

"Возможно, в будущем нам удастся поставить еще одну производственную линию. У нас уже есть договоренности с технологами одной из кофеен Томска о разработке совместного продукта – кондитерской линейки. Сейчас мы также закупили партию ягоды - будем пробовать на наших мощностях сделать вяленную клюкву. Планируем поработать с упаковкой – уйти от пакетов к пластиковым коробочкам. Хотим и дальше развивать экспорт: сконцентрироваться на продаже очищенного ореха, а не только цельного. В общем, планов громадье", - подчеркнул собеседник.

Строительство собственного цеха в промпарке, по словам Кочедыкова, безусловно, пока задача номер один. Компания планирует начать строительство уже будущей весной, как только позволят погодные условия.

В основе проекта - быстровозводимое каркасное строение с возможностью дальнейшего его увеличения.

"Обойдется нам проект в 14 миллионов. Часть – собственные средства, часть – заемные средства у северского фонда развития предпринимательства. Пока площадь ангара будет около 900 квадратных метров, но в будущем, мы надеемся на дополнительное увеличение площади, технические возможности для этого в проекте заложены", - рассказывает Евгений.

автор: Юлия Семенова 

еще по теме:
Переработчик кедрового ореха стал третьим резидентом промпарка Томска
Еще об этом:
Томская область получит средства на достройку северного промпарка